ночные кошмары, страхи и ужасы

сон ребенка
эмоциональные перегрузки
соматические проблемы
неврологические проблемы
ночной энурез
снохождение
сноговорение
ночные кошмары, страхи
советы родителям
ночные кошмары, страхи и ужасы

Ночные кошмары и ужасы

Часто страх темноты и кошмарные сны у детей являются симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое развивается в ответ на сильную стрессовую ситуацию, такую как насилие, катастрофа (землетрясение, бомбежка, наводнение, авария, крушение), потеря одного из родителей вследствие смерти, развода, отказа от родительский прав и других стрессовых обстоятельств. ПТСР проявляется также в нарушении сна, аппетита, сниженном фоне настроения, апатии, раздражительности и плаксивости у детей.
Если у ребенка страх темноты и кошмарные сны проявляются регулярно, в течение, длительного промежутка времени, например, более полугода, то на это нужно обратить пристальное внимание и обратиться за помощью к психологу. Самим с этой проблемой справиться тяжело.
Дети более чувствительны, чем взрослые, поэтому иногда любой ребенок может видеть кошмарные или тревожные сны. Внутренний мир ребенка особенный, сильно отличается от мира взрослого человека. Большую часть информации ребенок получает невербально, то есть ориентируется на язык тела, особенно если речь идет о детях до 12 лет. Информация, которую получает ребенок в меньшей степени, чем у взрослого подвергается сознательной обработке, вследствие чего, дети более чувствительны к искренности взрослых, легко улавливают напряжение и конфликты в семье. Если ребенок хронически чувствует такое напряжение или конфликты, либо подвергся какому-то острому стрессу, то он будет ощущать внутренний дискомфорт и с большой долей вероятности видеть тревожные, кошмарные сновидения. Ведь что означают наши сны - это бессознательный способ (правое полушарие мозга) переработки информации, полученной в реальной жизни. С помощью снов наше бессознательное указывает на те проблемы, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание.
Но информация во сне обычно представлена в причудливой, метафорической форме. Эту информацию еще нужно расшифровать. Сны не обязательно должны быть кошмарными. Часто сны просто исполняют наши желания. Например, ребенку может присниться кукла или машина, о которой он мечтает. И дети, и взрослые могут видеть во сне символические образы. Эти образы встречаются как во сне, так и в сказках и мифах. Известный последователь Фрейда - Юнг относил эти символические образы к коллективному бессознательному, и называл их архетипами. В теории Юнга говорится о том, что индивидуальное бессознательное человека связано с коллективным, и проявляет себя в виде архетипов.
Архетипы могут быть представлены героями, символическими образами. Например, Юнг говорит о Тени, как о темной части нашей души, неком драконе, который сидит внутри каждого человека в виде негативных черт личности, вытесненных желаний и страстей, которые человек сам в себе не признает. У ребенка эта Тень может выступать в страшном сне в виде отрицательных персонажей, таких, как Баба Яга, Кощей бессмертный, медведь, приведение и так далее. Часто под образом Бабы Яги скрывается негативный образ матери. Это значит, что у ребенка внутренний конфликт с матерью, которая возможно, слишком строга с ним, либо не дает ему достаточно заботы и внимания, вследствие чего у ребенка растет напряжение и тревога, и ему начинают сниться такие сны. Ребенок может также чувствовать напряжение и тревогу из-за частых ссор, скандалов родителей, свидетелем которых он становится, либо когда родители надолго оставляют его одного или надолго (более года) поручают заботу о ребенке другим родственникам - бабушкам, тетям. Напряжение и тревога ребенка могут проявляться в страхе темноты и в кошмарных сновидениях. Ребенок становится очень впечатлительным и ранимым, остро реагирует на ужастики по телевизору или страшные истории, которые рассказывают ему сверстники.
Кроме того, если к психологу обращаются родители по поводу ночных страхов или страха темноты, то психолог должен не только разобраться в семейных отношениях, в отношениях между супругами и между родителями и ребенком, но также установить, были ли прецеденты физического или сексуального насилия, либо другие сильные стрессы.
Несмотря на то, что ночные страхи у детей кажутся чем-то, требующим профессионального вмешательства, на самом деле они представляют собой нормальное явление и распространены довольно широко. Специалисты говорят, что они происходят в самой глубокой фазе цикла сна, примерно через час или два после того, как ребенок засыпает.
Обычно это тот момент, когда ребенок переходит в фазу менее глубокого сна, именно тогда ему снятся сны. Но особенно, в тех случаях, когда ребенок очень устал, тогда происходит раздвоение. Часть мозга считает, что пора переходить к легкому сну, а другая часть говорит: "Нет, я все еще устал". Таким образом, часть головного мозга остается погруженной в глубокий сон, а другая возбуждается.
Ребенок, у которого происходит приступ ночного страха, не проснулся но, одновременно, не совсем спит, а "ужасная" сторона этого явления представляется в действительности такой лишь для родителей. Сам ребенок находится в состоянии выключенного сознания и утром не помнит происшедшую ночью сцену.
С другой стороны, кошмары представляют для детей весьма пугающее явление. Кошмар - вообще это сон, причем достаточно страшный, чтобы разбудить ребенка. Более того, ребенок может быстро проснуться, полностью очнуться ото сна, но затем ему очень трудно бывает уснуть. У него может оказаться немного спутанное сознание, но он, скорее всего, будет мыслить и говорить ясно. Кошмары чаще всего происходят поздно ночью или рано утром, во второй половине периода сна.
Как ночные страхи, так и кошмары исчерпают себя и со временем исчезнут. Но существует несколько приемов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы сделать сон ребенка более комфортным.
НОЧНЫЕ СТРАХИ
Сохраняйте спокойствие. Напомните себе, что несмотря на то, что приступ ночного страха кажется страшным со стороны, это не припадок. В нем нет ничего ужасного. Ночные страхи широко распространены у детей и являются нормальными, особенно в возрасте трех пяти лет.
Будьте наготове, пока все не кончится. Хотя вам может быть трудно следить за тем, как кричит ваш ребенок, вы не сможете ничего сделать, чтобы положить конец ночному страху. Но вы можете убедиться, что ребенок в безопасности, и оказать помощь, сдерживая его, если возникает такая необходимость. Дети иногда могут нанести себе травму, размахивая руками или бегая по комнате, но разбудить их практически невозможно.
Не упоминайте этого. На следующее утро не говорите ребенку о том, что случилось с ним ночью. И пусть другие дети тоже не говорят с ним об этом. Дети не помнят ночных страхов. Но если потом они узнают о происшедшем, они могут расстроиться из-за того, что потеряли контроль над собой.
Попробуйте предупредить наступление ночного страха пробуждением. Если ваш ребенок испытывает ночные страхи, вы можете попробовать разбудить его примерно через тридцать минут, после того, как он ложится спать и затем дать заснуть снова. Это нарушает цикл сна и прерывает установившееся течение ночных страхов.
Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок хорошо высыпался.
Увеличьте общую длительность сна ребенка. Если он относительно маленький, это значит, что ему следует восстановить дневной отдых. Детей постарше постарайтесь укладывать в постель пораньше вечером или давайте им больше поспать утром. Причина этого заключается в том, что чем больше ребенок устает, тем труднее для него переключиться от глубокого сна к легкому. Классическое время для прихода ночных страхов - это когда маленькие дети впервые отказываются от дневного отдыха. В первый раз, когда ребенок бодрствует двенадцать часов или больше, возрастает давление на его систему сна, переходя границу, к которой он привык, и потому он погружается в глубокий сон, более глубокий, чем он когда-либо испытывал. В конце этого первого глубокого цикла сна вероятнее всего наступление ночных страхов.
Пусть у вашего ребенка будут счастливые мысли. Если дети чем-то обеспокоены, тревожатся или испуганы чуть больше обычного, когда засыпают, вероятность того, что с ними произойдут такие события, возрастает. Спросите ребенка, не беспокоит ли его что-нибудь за несколько минут до того, как он заснет. Часто воспитанный, но робкий, застенчивый и скованный по темпераменту ребенок приобретает привычку ложиться в постель и беспокоиться, не засыпая. Установите порядок, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции незадолго до отхода ко сну, говорит он. Пусть ребенок сконцентрируется на положительных мыслях относительно того хорошего, что происходило с ним сегодня. Помогите ему чувствовать себя в безопасности и под вашей надежной защитой. Это, по всей вероятности, уменьшит ночные страхи.
В течение дня поговорите с ребенком о причинах его беспокойства. Убедите ребенка поделиться с вами своими страхами и беспокойствами в течение дня, чтобы они не беспокоили его ночью. Часто ребенок, испытывающий ночные страхи, беспокоится из-за маленького, специфического, но безрассудного страха. Как только он расскажет вам о нем и поймет, что у него нет оснований для беспокойства, ночные страхи исчезнут.
Не превращайте это в привычку. Подходите к этому осторожно, чтобы избежать возникновения того, что называется "вторичной выгодой". Это означает, что ребенок получает определенную выгоду от того, что у него возникают ночные страхи. Несмотря на то, что ночные страхи являются неумышленными, если ребенок просыпается и видит стоящего рядом родителя, обеспокоенного и уделяющего ему массу внимания, это может показаться чем-то вроде награды. В таком случае, это может усилить и закрепить уже существующую проблему. Вот почему важно не баловать его излишне, например, не следует будить его и давать ему что-то поесть или выпить.
КОШМАРЫ
Включите свет. Если ребенок просыпается от кошмара и бежит к вам в комнату, приготовьтесь выслушать его и понять, почему ребенок так испуган. Большинство детей хотят, чтобы родители находились поблизости. Некоторым из них нужно всего лишь убедиться, что все в порядке. Иногда, однако, вам придется, возможно, идти с ребенком в его комнату, включить свет и показать ему, что там ничего нет. Ребенок очень нуждается в том, чтобы провести с вами побольше времени, до тех пор, пока он не успокоится.
Время от времени нарушайте правила. Ваш ребенок может захотеть провести остаток ночи в вашей постели, хотя обычно это не разрешается. Нет ничего страшного в том, что изредка вы нарушите это правило, если ребенок очень перепуган, хотя нельзя поощрять такое поведение, пока оно не превратилось в плохую привычку. Большинство детей отправляются спать к себе в постель на следующую ночь, не протестуя, если вы напомните им о существующем правиле.
Дайте ребенку защитника от кошмаров. Электрический фонарик или "защитник" в виде мягкой игрушки-животного может стать для ребенка очень успокаивающим средством, особенно если его постоянно преследуют кошмары. Для ребенка важно чувствовать, что он может контролировать в какой-то мере происходящие с ним кошмары. Детям нужно ощущение того, что они обладают могуществом, и тогда происходящее не будет их так пугать.
Поговорите с ребенком, лежащим в постели. Если у ребенка много кошмаров, может понадобиться, чтобы вы помогли ему снять хотя бы часть стресса, накопившегося за день. В наше время дети подвергаются огромному стрессу. Часто они видят по телевидению фильмы или программы, где демонстрируется насилие. Иногда их запугивает в школе какой-нибудь хулиган. Или их приучают к горшку и туалету, а может быть им приходится иметь дело с только что родившимся братом или сестрой, или их просят перейти в другую комнату. Поскольку такие стрессы могут привести к возникновению кошмаров, будет полезно, если вы поговорите с ребенком о том, что происходило в течение дня.
Сделайте так, чтобы процедура отхода ко сну успокаивала ребенка. Весь процесс укладывания ребенка в постель должен успокаивать его. Она предлагает включить в этот процесс чтение вслух, пение или мохнатых зверей-игрушек. Дети, у которых ночью бывают кошмары, могут начать бояться засыпать, и такая процедура отхода ко сну, включающая книги или музыку, может оказаться полезной. Проигрывание музыки или магнитофонных записей сказок и историй дает детям что-то, на чем они могут сконцентрировать внимание, и отвлекает от страха кошмаров, которые приходят ночью. Часто такая процедура оказывается достаточно эффективной и ребенок легко засыпает.


Родители могут заниматься профилактикой чувства тревожности и страхов у ребенка. В первую очередь, нужно постараться решить супружеские проблемы самим, либо с помощью семейного психолога. Независимо от того, что происходит между родителями, даже если они разводятся, ребенок должен постоянно чувствовать их любовь, заботу и безоценочное приятие. Хорошо успокаивают и расслабляют, а также развивают моторику и фантазию ребенка игры с песком и водой, лепка из пластилина и глины, рисование с помощью пальцев рук на бумаге гуашью или акварелью. Темой игры с ребенком вы можете сделать его страх темноты или кошмарный сон. Например, можно попросить его нарисовать то, что он боится. Потом предложить ему подумать или вместе пофантазировать и нарисовать героя - реального или выдуманного персонажа, способного победить этот страх. Например, ребенок рисует страшное приведение, которое он боится встретить в темном коридоре и которое ему регулярно снится. Следующий рисунок: смелый воин, который рубит это приведение мечом, рвет его на куски. Таким образом, ребенок выплескивает накопившиеся у него агрессию и напряжение. Потом можно попросить его нарисовать, что стало с этим страхом. Например, может ли привидение быть добрым? Ребенок может нарисовать доброе приведение, с которым теперь можно дружить.
Если страх очень сильный, то картин страха может быть несколько, а также несколько героев, спасающих ребенка. Среди этих героев могут фигурировать и реальные люди, например, родители. Ведь на самом деле, в их защите и поддержке больше всего он нуждается.
Произошла встреча со страхом, страх обыграли по-разному, превратив, его во что-то смешное и нелепое, например страшный медведь, который едет на розовом слоне в горошек и пищит как комар, и таким образом, дали выход негативным чувствам, сняли стресс. Медведь может быть символом авторитарного отца, который подавляет ребенка своей критикой и сильным контролем. Делая картинку смешной, мы снижаем эмоциональную значимость этого образа. Либо страх можно утрировать и сказать: нет, это не один медведь, а целое сборище страшных монстров, которые хотят схватить и замучить маленького мальчика (девочку), они хватают и рвут его на части. При этом Вы можете в шутку схватить ребенка и затеять с ним борьбу. А потом вы вместе нарисуете положительных героев, побеждающих этих монстров.
Либо можно это делать с помощью кукол. Все то же самое, только вы не рисуете, а раздаете роли куклам. Ребенок сам выбирает куклу на роль своего страха из предложенного ему набора, потом выбирает других персонажей: хороших и плохих и вы вместе разыгрываете спектакль с хорошим концом.
Подростки не нуждаются в таких подручных средствах, так как обычно все эти образы могут легко представлять в своей голове. Например, злой учитель предстал во сне подростка в виде страшного монстра. Давай, этого монстра - учителя раскрасим в полосочку, нацепим ему на голову перья, он будет жужжать как муха, станет размером с комара. Запомнил картинку? А теперь мысленно повесь ее на самое видное место и вспоминай при случае.
Используйте активно свое творчество и фантазию, применяя чувство юмора, придумывая образы и персонажей, доводя страхи до абсурда. Делайте это с любящим сердцем.
Выяснив причину страхов подростка, можно поговорить с ним о том, каких качеств не хватает ему и его обидчикам в этой ситуации. Можно попросить его представить, как по-другому можно решить эту ситуацию, если ее участники обладают найденными им положительными качествами? Часто ребенку не хватает собственной активности, умения за себя постоять. Например, у моей пациентки возникли трудности в общении после того, как в девятом классе она отказалась от роли лидера. Это произошло из-за того, как ее одноклассница начали ее критиковать и не позволили организовать праздник. В результате чего, девочка отдалилась от них, замкнулась в себе и перестала посещать школу, перейдя на домашнее обучение. С помощью психолога она представила другое решение проблемы, например, когда она находит, что ответить одноклассникам и продолжает быть активной, сохраняя позицию лидера в классе. Важно при этом запомнить возникшие позитивные чувства и подумать, как теперь ребенок может общаться с другими людьми в своем будущем.
Вы также просите его представить героя, способного его защитить, либо близких людей, его родных, способных дать ему поддержку.
Но самое главное, это те чувства, которые вы способны сообщить своим детям. Важно, чтобы они чувствовали, что вы их любите и способны защитить от злого учителя, от группы обидчиков в классе и других неприятностей. Детям также важен тактильный контакт с родителем, когда вы прикасаетесь, обнимаете, целуете ребенка. Не теряйте с ребенком доверительного контакта, и если у него случится беда, он доверит ее вам.

 

ночные кошмары, страхи и ужасы

Rambler's Top100
Карта сайта | Рекомендуем | Педиатр.ру - советы детского врача